Классификация подшипников скольжения

Скользящий подшипник представляет собой опору либо направляющую того или иного механизма, где момент трения образуется в результате скольжения сопряженных поверхностей. Конструкция такой детали может быть разнообразной, и от этого во многом зависит трение скольжения, которое делится на сухое, жидкостное, граничное и газодинамическое.

К основным преимуществам скользящих подшипников стоит отнести отличную устойчивость к вибрациям, ударам, нагрузкам. Также нужно отметить небольшие габариты, увеличенную работоспособность, точность установки, приемлемую цену, простую конструкцию, возможность использовать в агрессивных условиях.

Роль смазки в конструкции подшипника скольжения

Смазочный материал обеспечивает оптимальные условия для надежной и бесперебойной работы подшипника. Смазка способствует теплоотводу, низкому трению, защите от негативного внешнего воздействия, разделению подвижных деталей.

В конструкции скользящих подшипников используют жидкую, пластичную, твердую или газообразную смазку. К жидкой смазке относятся различные синтетические масляные составы, либо минеральные. Также это может быть обычная вода, но только та, которая предназначена для подшипников не из неметалла. В список твердых смазочных веществ относится молибден, дисульфид, графит. Пластичные смазки чаще всего имеют в своей основе кальций сульфонат, литиевое мыло. А к газообразным смазочным составам относится азот и другие инертные газы.

Также в продаже встречаются специальные самосмазывающиеся модели, которые производятся способом порошковой металлургии. Надо заметить, что они обладают самыми лучшими характеристиками из всех скользящих подшипников. Основное его отличие состоит в том, что он пропитан маслом, а при нагреве смазка выделяется из пор непосредственно на рабочую поверхность, а когда температура понижается, смазка уходит обратно.

Отличия скользящих подшипников

Существует несколько видов подшипников скольжения, которые имеют между собой принципиальное различие. Детали могут отличаться между собой:

  1. Формой подшипникового отверстия. Существуют модели одноповерхностные и многоповерхностные. Также есть изделия, в котором смещена поверхность или центр, либо без смещения, когда требуется сохранить возможность обратного вращения.
  2. Восприятием нагрузки. Подшипники скольжения могут воспринимать осевые нагрузки или радиальные.
  3. Конструкционными особенностями. В линейке скользящих подшипников представлены модели, которые имеют корпус с крышкой, и являются разъемными. Также есть встроенные варианты и неразъемные, которые еще часто называют втулочными.
  4. Возможности регулировки. Некоторые модели поддаются регулировке, другие же являются полностью нерегулируемыми.
  5. По числу клапанов. В конструкции скользящих подшипников предусмотрены масляные клапаны, которых может быть как несколько, так и в единственном экземпляре.

Типы скользящих подшипников

Скользящие подшипники подразделяются на типы:

  • Неразъемные (нерегулируемые, регулируемые, с внутренним конусом, с наружным конусом, с внешним конусом);
  • Разъемные;
  • Самоустанавливающиеся (сегментные, цельные);
  • Многоклиновые;
  • Газостатические;
  • Гидродинамические;
  • Гидростатические;
  • Газодинамические;
  • Лепестковые;
  • Шарнирные.

Классы скользящих подшипников

  1. Первый класс отличается малой скоростью скольжения и удельного давления. В конструкции минимум смазочного материала, и его подача является непостоянной.
  2. Второго класса подшипники имеют полужидкостный тип трения и непрерывную смазку. Они рассчитаны на высокие удельные нагрузки при небольших скоростях, а также на непродолжительную по времени эксплуатацию.
  3. Третий класс предназначен для тяжелой и мощной техники, например, вагонов, редукторов, судовых и тихоходных машин. Подшипники этого класса используются для средних, переменных, и больших нагрузок.
  4. Модели 4 класса адаптированы к сложным переменным условиям работы. Их применяют в основном для среднемощных и маломощных механизмов, редукторов, насосов и станков.
  5. И последний, 5 класс, используется для высоких скоростей и слабонагруженных опор. Такие подшипники подходят для компрессоров, котлов, турбин, вентиляторов. Смазочный материал в процессе работы подается под давлением, а вид трения является жидкостным.
  • Классификация подшипников скольжения

Похожие статьи

Шарнирный подшипник

Шарнирный подшипник

Шарнирный подшипник относят к видам скольжения. Основное их отличие заключается в том, что внутреннее кольцо, наравне с внешним, обладает сферической поверхностью скольжения.

Такой вид подшипников воспринимает радиальные нагрузки, в аналогичной степени осевые, а также совмещенные, при этом запчасти могут использоваться и в подвижных механизмах, и тех, которые неподвижны. Так как детали пригодны для эксплуатирования в неблагоприятных условиях, например при сильной пыли, их часто применяют для техники сельского хозяйства, экскаваторов, самосвальных агрегатов. Нередко они встречаются в конструкции различных летательных аппаратов и тяжелых машинах.

Подвижные и неподвижные механизмы

Подвижным называется тот механизм, где кольца подшипников взаимно перемещаются, и наблюдается несущественная скользящая скорость. Если говорить о неподвижном исполнении, тут имеют место быть единичные сдвиги кольца по отношению к другому. Такое соединение часто используется, чтобы компенсировать несоосность корпусной части и вала.

  1. Для подвижных соединений используется:
  2. подшипник ШС, ШСЛ, ШПС. Кольцо детали во внутренней ее части оснащено отверстием и канавкой, предназначенной для смазочных материалов.
  3. Модели К, ШСП, ШС, ШСЛ также имеют отверстия и канавки для смазочного материала, но не только на внутреннем кольце, как в вышеописанном варианте, но и на внешнем.
  4. Модификации ШСЛ, ШСП, К1, ШС отличаются наличием канавок и специальных отверстий на наружных кольцах.
  5. Шарнирные подшипники, не имеющие канавок и отверстий, обозначаются ШЛ, ШП, Ш.
  6. Для недвижимых соединений используют только те подшипники, в которых не предусмотрены отверстия и канавки для смазочного материала. Такие детали обозначают ШМЛ, ШМП, ШМ.

Шарнирные головки

Шарнирные головки

Шарнирные головки – это самоцентрирующиеся сферические подшипники компактных размеров, которые приспособлены одновременно и к радиальной, и к двунаправленной осевой нагрузке. Они могут иметь различный тип скольжения – литой, вставной, или необслуживаемый. В первом варианте соприкосновение внутреннего сферического кольца осуществляется непосредственно с отверстием корпуса, который в свою очередь отливается из особенных цинковых сплавов под давлением. Если говорить о вставном типе скольжения, здесь соприкосновение внутреннего сферического кольца происходит с медным вкладышем, имеющим отличные притирочные свойства. Последний вариант, необслуживаемый, отличается тем, что соприкосновение внутреннего кольца осуществляется с политетрафторэтиленовой необслуживаемой втулкой.

Несмотря на разные типы конструкции, каждая шарнирная головка обладает такими свойствами, как:

  • Прекрасные нагрузочные характеристики;
  • Простой и понятный монтаж;
  • Плавное вращение и колебания;
  • Долговечность;
  • Широкая сфера применение;
  • Устойчивость к негативным или сложным эксплуатационным условиям;
  • Износостойкость.

Теги: Подшипники скольжения