Маркировка подшипников
Прежде, чем говорить о маркировке подшипников, следует отметить, что на территории нашей страны широкое хождение имеет как отечественная, так и импортная продукция. И маркировка у этих изделий разная.
Нормативные документы
Для импортных технических устройств, имеющих метрическую маркировку, чаще всего, используются стандарты серии ISO. Например, подшипники качения маркируются по следующим нормативам:
- 104:2002 – роликовые упорные;
- 335:1977 – роликовые конические;
- 15:1998 – для радиальных моделей, кроме упомянутых в предыдущем нормативе.
У значительного числа иностранных производителей (Америка, Япония, Европа) имеются собственные системы маркировки.
Российские ГПЗ маркируют подшипники в соответствии с нормативом 3189-89 (в действующей редакции).
Маркировка отечественных подшипников
Условное обозначение формируется тремя группами информации: основная (ОИ) и два блока информации дополнительного характера.
Первая описывает основное исполнение изделия:
- Имеющего тела качения любой формы и кольца, выполненные из стали марки ШХ15;
- Имеющие нулевой класс точности согласно нормативу 520-2011;
- С сепаратором (в версии базового конструктивного исполнения) с учётом требований отраслевых нормативов.
Знаки в ОИ проставляются согласно следующих схем.
Первая используется при маркировке изделий ≤ 10 мм, за исключением изделий трёх типоразмеров (2,5 / 1,5 / 0,6) мм, и включает шесть позиций:
Y – YY – Y – Y – Y – Y - Y, где:
- Первое значение - серия ширин изделия;
- Два вторых – конструктивное исполнение изделия;
- Третья – тип подшипника;
- Четвёртая – проставляется «0»;
- Пятая - серию диаметров;
- Шестая – диаметр отверстия (d).
Вторая применяется для обозначения изделий, имеющих d = (10-495) мм. Исключая три типоразмера, тридцать два, двадцать восемь и двадцать два миллиметра. Версия также используется для изделий, диаметры которых превышают 500 мм.
Технические устройства размерами (496-499) мм российским законодательством не регламентируются.
Основная маркировка в этом случае выглядит так:
Y – YY – Y – Y – YY, где:
- Первая цифра – серия ширин;
- Вторая позиция – конструктивное исполнение;
- Третья – тип изделия;
- Четвёртая – серия его диаметров;
- Пятая группа – диаметр отверстия (d).
Дополнительная информация размещается в левом (ЛБ) и правом (ПБ) блоках по отношению к основной информации (ОИ).
Левый блок отделён от ОИ тире, а маркировка, входящая в правый блок, начинается обязательно с заглавной буквы.
Полное обозначение будет выглядеть следующим образом ЛБ + ОИ + ПБ. Расшифровывается данная информация справа налево.
Для изделий, производимых в стандартном исполнении, дополнительные блоки не используются.
Детализация расшифровки ОИ
- Для изделий d = (10-495) миллиметров.
две правых цифры - код d подшипника, полученный делением на пять реального диаметра. Объясняется подобный выбор тем, что нормализованные диаметры, согласно ГОСТ, кратны «5».
Когда полученное частное выражается одной цифрой, её записывают в первый разряд (вторая цифра справа), проставляя «0» во втором (первая цифра справа).
Дробное частное, оно округляется до целого, затем записывается в оба разряда. А третей справа цифрой будет «9». Её наличие информирует, что данный подшипник является изделием не нормализованного ряда.
- Для подшипников с диаметрами ≤ 10 мм
Первая справа цифра, это d фактический (с шагом в 1 мм).
Дробные диаметры округляются до целых величин и вставляются в первый разряд последнего блока (вторая справа цифра). Первой справа, в таких случаях, ставится «5», несущая информацию о дробности диаметра.
На третьем месте справа стоит «0».
Похожие статьи
Что говорит и означает номер подшипника?
Маркировка подшипника представляет собой обозначение внутреннего и внешнего диаметров, серии детали, типа, особенностей конструкции и иных параметров. Одним словом по коду можно получить полную информацию о том или ином подшипнике. На моделях открытого типа маркировка наносится на наружном, либо внутреннем кольце. На закрытых деталях номер следует смотреть на защитной шайбе, либо на уплотнении.
Условные значения подшипника
Каждый из подшипников имеет общепринятую структуру обозначений:
Первый пункт (ДУОЛ) говорит о точности детали, категории, а также указывает величину зазора. Это обозначение может состоять из цифр, или русских и латинских букв.
Второй параметр (ОУО) обозначается исключительно цифрами, и содержит в себе информацию о типоразмере подшипника.
И последняя маркировка (ДОУП) характеризует материал детали, используемую смазку и специальные требования.
Если рассматривать более подробную схему обозначений подшипников, то она выглядит так:
Теги: Маркировка подшипников, Как обозначаются открытые подшипники