Подшипник маховика

Элемент конструкции, входящий сразу в три системы двигателя, выполняющий, в каждой из них, определённые функции, именуется маховиком. Он:

  • Передаёт крутящий момент (КМ), создаваемый стартером, непосредственно на коленвал, выступая в роли ведущей шестерни;
  • Обеспечивает передачу КМ с двигателя на КПП, являясь, одновременно, первичным диском сцепления;
  • Минимизирует частоту колебаний, возникающих в процессе вращения коленвала, выступая в качестве элемента КШМ.

Пульсации, обусловленные крутящим моментом, сглаживаются маховиком. Достигается это способностью маховика аккумулировать кинетическую энергию, а, в нужные моменты, отдавать её.

Первая стадия приходится на рабочий ход, совершаемый поршнем. Вторая (отдача), на остальные такты работы (например, выведение из ВМТ).

Повышение числа цилиндров автоматически увеличивает время, на протяжении которого (хотя бы одним из них) осуществляется рабочий ход. Следствием этого становится более плавное изменение крутящего момента, что допускает снижение веса маховика.


В современных двигателях стоят маховики различного конструктивного исполнения:

  • Сплошные;
  • Облегчённые;
  • Демпферные (двухмассовые).

Подшипник внутри маховика

Его установка предусмотрена не во всех конструкциях. Поэтому о некоторых владельцев транспортных средств возникает вопрос о необходимости и целесообразности его установки после того, как имевшийся вышел из строя.

Если конструкция вашего маховика предусматривает наличие подшипника, то ставить его требуется обязательно.

Это проще понять, рассмотрев принцип его работы.

В трансмиссии передача вращения осуществляется (от вала двигателя на колёса) через КПП на колёса. Для этого используется диск с корзиной, которые фиксируются на маховике.

Кинематика, предусматривающая использование подшипника, следующая:

  • В маховик запрессовывается подшипник;
  • В момент сцепления корзины и диска вал первичный меняет своё пространственное положение (выдвигается из коробки по направлению к коленвалу и маховику, который на нём зафиксирован.

При этом свободный конец входит внутрь данного подшипника и получает временную дополнительную опору.

Опытные автовладельцы (например, автомобиля Форд-Транзит) вместо подшипника, пришедшего в негодность, ставят сразу два новых. Мотивация:

  • Проточка на первичном валу имеет значительный износ, что сводит к нулю эффективность использования дополнительной опоры;
  • Дальний подшипник играет роль простой втулки;
  • Рабочим подшипником является ближний. Он немного выступает за плоскость маховика, и обеспечивает качественное опирание вала в момент включения сцепления.

Рассматривая вопрос подшипников маховика, кроме установленного в самом изделии, следует упомянуть ещё и выжимной с муфтой, располагающийся на первичном валу КПП.

В качестве примера, рассмотрим подшипник 6203-2RS устанавливаемый в маховике а/м «ГАЗель».

Это импортный однорядный шарикоподшипник радиального типа, имеющий двухстороннее уплотнение из синтетического каучука со стальным армированием.

Отечественный аналог, тип 180203.

Основные характеристики:

  • Габариты d*D*B  - 17*40*12;
  • Вес (m)  - 60 г;
  • Грузоподъёмность статическая (С0)  - 4500 Н;
  • Грузоподъёмность динамическая (С) - 9560 Н;
  • Номинальная скорость вращения - 20000 об/мин.

Отечественными предприятиями данное изделие выпускается в 115 модификациях. Производители: 23 ГПЗ, СПЗ-4 (из китайских комплектующих).

  • Подшипник маховика

Теги: Подшипник маховика