Конструктивное и техническое описание

Данное наименование используют для обозначения технических устройств, являющихся неотъемлемой частью таких конструктивных элементов, как опоры валов (вариант, осей), совершающих вращательные движения.

Они способны воспринимать нагрузки, располагающиеся вдоль оси, либо перпендикулярно к ней, с их последующей передачей на корпус, либо иной элемент конструкции.

Кроме этого подшипник сохраняет пространственное положение вала, обеспечивает возможность его движение в нужном направлении (качение, перемещение вдоль оси либо вращение). Потери энергии, благодаря использованию подшипников, минимальны.

Качество используемого подшипника прямо влияет на показатели работоспособности агрегата, долговечность последнего и КПД.

Существующие типы подшипников подразделяются на модели:

  • имеющие трущиеся поверхности (сюда относятся всем известные подшипники качения, и, используемые реже, подшипники скольжения);
  • не имеющие таковых (группа магнитных подшипников).

Основные сведения о подшипниках качения

В ходе их работы создаётся трение качения. Изделие состоит из пары обойм (иное наименование, колец), комплекта тел качения и такого элемента, как сепаратор. Последний решает триединую задачу:

  • удерживает тела вращения;
  • разделяет их между собой;
  • направляет их в процессе перемещения.

По поверхностям колец, которыми они обращены друг к другу, либо на торцах обойм упорных подшипников) имеются специальные дорожки качения (желоба). Тела качения, в процессе работы, перемещаются по ним.

Они могут иметь различную геометрическую форму:

В отдельных конструкциях, для снижения габаритов изделия, и обеспечения требуемой жёсткости конструкции и точности работы, используются специальные опоры, называемые совмещёнными. Желоба формируются на внешней поверхности вала, либо корпусной детали.

Выпускаются модели подшипников качения, наличие сепараторов, у которых, предусмотрено. Это позволяет использовать в них большее количество тел качения, что обеспечивает повышенную грузоподъёмность подобных моделей. Но, одновременно с этим, бессепараторные модели позволяют валам вращаться с гораздо меньшей частотой, так как повышается момент сопротивления.

К достоинствам подшипников качения (если сравнивать их со вторыми, по распространённости, подшипниками скольжения) можно отнести:

  • существенно более низкий момент трения (в десять и более раз);
  • высокие КПД, благодаря меньшим энергопотерям, возникающим при трении (его величина может достигать 0,995);
  • при работе они меньше греются;
  • существенная экономия цветных металлов, применяемых для изготовления подшипников скольжения;
  • изделия имеют меньшие диаметры;
  • простота обслуживания и замены неисправных подшипников;
  • экономия ГСМ;
  • существенно меньшая себестоимость в силу значительных объёмов изготовления;
  • простота ремонта техники, вышедшей из строя, благодаря взаимозаменяемости рассматриваемых изделий.

Подшипники скольжения

Изделие имеет прочный корпус, в котором выполнено цилиндрическое отверстие. В него закладывается  материал которых имеет высокие антифрикционные свойства (весьма часто, для этого применяются цветные металлы). Кроме этого, в конструкции предусматривается смазывающее устройство.

Между втулкой изделия и установленным в нём валом предусмотрен конструктивный зазор, что обеспечивает вращение вала.

С учётом предстоящих условий эксплуатации в данных подшипниках реализуются различные варианты трения:

  • газовое – подшипник отделён от вала газовой прослойкой;
  • сухим – прямой контакт внешней поверхности вала и внутренней, подшипника (наличие любой смазки изначально не предусмотрено;
  • граничным – аналогичны предыдущему варианту, но присутствует тонкий слой жидкой смазки;
  • жидкостным – между поверхностями подшипника и вала имеется слой жидкой смазки.

По сравнению с подшипниками качения, данные изделия имеют более ограниченное применение.


  • Конструктивное и техническое описание

Теги: Подшипник. Что это такое