Классификация подшипников
Для того, чтобы оценивать размерный ряд подшипников, следует предварительно конкретизировать, о каких именно изделиях идёт речь. Рынок предлагает огромное количество типов, марок и серий упомянутых изделий, изготавливаемых производителями разных государств.
1. Классификация подшипников
Все существующие типы данных технических устройств делятся на две базовых группы:
· Подшипники скольжения.
Первая более многочисленна и универсальна в использовании. Поэтому в настоящей статье уделим внимание именно ей.
Подшипники качения, в свою очередь, можно поделить (по типу тел качения) на шарикоподшипники (ШП) и роликоподшипники (РП).
Более детальную информацию о существующих ТУ на данные изделия, их классы точности, типоразмеры и допуска, модификации и иные особенности конструкции можно получить, ознакомившись с нормативом 520-2011.
Согласно данному ГОСТ ассортимент подшипников качения подразделяется по ряду параметров.
1.1. По типу воспринимаемых нагрузок
По данному параметру различают следующие типы изделий:
· Радиальные, рассчитанные на восприятие нагрузок, вектора приложения которых направлены перпендикулярны оси вращения вала (поперечные нагрузки);
· Упорные, используются на валах, смонтированных вертикально, и работающих с незначительными скоростями вращения. Они воспринимают только нагрузки осевые;
· Радиально упорные. Эти модели, также, как упорно-радиальные, считаются универсальными изделиями, так как они имеют возможность воспринимать нагрузки, как первых, так и вторых модификаций, названных выше.
Но между ними существует различие, определить которое можно по слову, стоящему в наименовании первым. Именно оно информирует о типах нагрузки (по максимальным значениям) на восприятие которых рассчитана данная модель.
1.2. По особенностям конструкции
Предлагаемые производителями подшипники делятся на:
· закрытые модели;
· открытые изделия;
· самоустанавливающиеся;
· сдвоенные;
· комплектные;
· имеющие самоустанавливающееся кольцо;
· желобные.
1.3. По используемым элементам качения
По данному параметру подшипники качения делятся на две группы: шарикоподшипники (ШП) и роликоподшипники (РП).
Последние делятся на несколько типов (с учётом геометрических особенностей ролика):
· конические роликоподшипники;
· цилиндрические;
· пустотелые (витые);
· бочкообразной формы;
· имеющие короткие (вариант, длинные) ролики;
· разновидность цилиндрических, у которых d значительно меньше длины, игольчатые.
1.4. По геометрической форме имеющегося посадочного отверстия
Изделия делятся на конусные и цилиндрические.
1.5. По специфике использования
Подшипники бывают базовыми и приборными.
2. Где можно определить размерный ряд
Ассортимент подшипников каждой модели указан в конкретном нормативе, регламентирующим требования именно к данным изделиям.
Пример. Вас интересуют радиальные шарикоподшипники. Если речь идёт об однорядных, имеющих защитные шайбы, то вам необходимо руководствоваться нормативом 7242-81 (необходимо использовать ГОСТ в действующей редакции от 01.10.08). В этом случае вы получаете следующие размерные ряды (где d – внутренний диаметр, D – наружный, В – ширина изделия):
· Для подшипников 9-ой серии:
d – (3-120) мм;
D – (8-180) мм;
B – (4-28) мм.
· Для подшипников 1-ой серии
d – (7-120) мм;
D – (19-180) мм;
B – (6-28) мм.
· Для подшипников 2-ой серии
d – (3-140) мм;
D – (10-250) мм;
B – (4-42) мм.
· Для подшипников 3-ей серии
d – (4-100) мм;
D – (16-215) мм;
B – (5-47) мм.
Однорядные радиально-упорные регламентируются нормативом 34-13-850-84 (данный ОСТ используется совместно с нормативом 831-75 в редакции от 13.07.2017).
В том случае, когда вас интересуют размеры радиальных (вариант, радиально-упорных) изделий, их размерные ряды можно посмотреть в нормативе 52598-2006 (иное наименование данного ГОСТ Р, указывающее на его аутентичность международным нормативам серии ИСО, ISO 15:1998)/
В интернете существуют специальные информационные ресурсы, на которых доступны для ознакомления все действующие нормативы, а также узкоспециальные, на которых выложены только нормативы, касающиеся подшипников (как качения, так и скольжения).